В некоторых районах страны упомяну­тая разница достигает иногда малая часть всего тру­доспособного населения. Она повышается там, где преобладают отрасли тяжелой про­мышленности, плохо «принимающие» жен­ский труд, или в тех южных районах стра­ны, где благодаря высокому плодородию земли и благоприятному климату занятие личным садоводством, огородничеством — особенно эффективно.

Примером данного случая может быть Кемеровская область (по переписи 1959 г. здесь не занято было в общественном про­изводстве и не училось 21.1% трудоспособ­ного населения); примеры второго случая — Грузия (21,1%), Армения (20.5%) или Тад­жикистан (16,1%).

Как правило, чем многообразнее формы хозяйства и чем лучше развито обслуживание, тем легче достичь более полного вовлечения в общественное производство трудовых ресурсов. Это относится и к упо­мянутым уже районам с односторонним развитием тяжелой промышленности, где ограничено применение женского труда, и к районам с преимущественным развитием специфически «женских» отраслей легкой промышленности. Так, в некоторых текстильных центрах, например в Иванове, Камышине, Нарве, приходится специально создавать «производства-противовесы», спо­собные использовать мужской труд, и тем самым обеспечивать в составе населения этих центров нормальное соотношение мужчин и женщин.

В целом можно считать, что, чем производственный комплекс в ка­ком-нибудь районе, тем полнее использу­ются в нем трудовые ресурсы. Неслажен­ность отдельных народнохозяйственных звеньев, существование изолированных уз­коспециализированных предприятий за­трудняют достижение высокой занятости трудоспособного населения.

Три столбца цифр таблицы как в зеркале отражают и главнейшие изменения в эко­номике страны — небывалый рост индуст­рии, развитие обслуживания, высвобожденые трудящихся, ранее на % занятых в деревне, для использования их в индуст­рии, в сфере культуры, науки и искусства. Имеете с тем таблица еще раз свидетель­ствует о том, что население и хозяйство — единое целое и в процессе развития обще­ства само население выступает как важ­нейшая производительная сила.