Одним словом, современное крестьянское жилище, благоустраиваясь в соответствии с возросшими культурными потребностями населения, приближается к городскому дому.

В еще большей степени, чем жилище, меняется повседневная и праздничная одежда народов лесной полосы Европейской части. О традиционных формах народного костюма помнят только старики, сохраняющие еще некоторые элементы его если не в быту, то как память в сундуках.

Основу народного костюма восточных славян, их прибалтийских и поволжских соседей на протяжении многих веков составляла рубаха из домотканого холста. Самобытной поясной одеждой у южных великорусов и белорусов была понева, у украинцев — плахта, представлявшая собой два-три сшитых не до конца полотнища, облегающих тело сзади и с боков. Перед закрывался особым фартуком. У северных великорусов поневу заменял сарафан, появившийся в XV—XVI вв.

Что касается такой распространенной женской поясной одежды, как юбка, то она, будучи западного происхождения, появилась несколько столетий назад, вначале у прибалтийских народов, на Украине и в Белоруссии, затем (только в XIX в.) у русских, а от них уже проникла к народам Поволжья.

Верхняя женская одежда имела массу местных разновидностей: она была глухая (надеваемая через голову) и распашная, с рукавами и без рукавов, из самодельной и покупной ткани с тканым орнаментом, цветной вышивкой и совершенно без украшений Литовские, латвийские и эстонские женщины поверх рубахи и безрукавки - жакета носили своеобразное пестрое покрывало типа пледа.

Интересны также женские головные уборы. У прибалтийского населения издавна — это платки и чепцы. У восточных славян, напротив, мода на цветные головные платки распространилась сравнительно поздно. Здесь, по обычаю, девушки носили на го лове легкие уборы оставляющие открытой макушку разные венки, повязки, ленты Замужние женщины тщательно закрывали свои волосы сложными головными уборами на твердой основе — сороками и кокошниками.

В женской одежде неславянского населения Поволжья было много элементов сходных со славянскими, но одновременно и самобытных, а также заимствованных от южных тюркских народов. Так, у всех поволжских женщин, за исключением мордвы бытовали штаны (кочевническая традиция). Разнообразием отличались головные уборы женщин Поволжья — обычно с твердой (берестяной или кожаной) основой, обильно украшенные металлическими шумящими подвесками монетами, бляхами, а также бисером и раковинами.