Творчество народов Закавказья, особенно их музыкальная культура, занимает одно из видных мест в общей духовной сокровищнице народов. Бессмертная поэма Руставели «Витязь в тигровой шкуре» широко известна в нашей стране и за рубежом. Замечательно пение в сопровождении струнных инструментов чонгурн и пандурн у грузин. Многие грузинские народные мелодии — знаменитая «Сулико» и другие — получили широкое распространение в нашей стране.

Столь же богата и разнообразна культура армянского народа. Им создан впечатляющий средневековый эпос «Давид Сасунский», повествующий о героической борьбе с иноземными поработителями. Самобытная армянская письменность насчитывает свыше 1500 лет существования. Предметом национальной гордости армян является Матенадаран — хранилище древних рукописей мирового значения.

Из широко известных ценностей азербайджанской культуры следует отметить дастаны — народные сказания и песни о легендарных героях, особенно о крестьянском сыне Кёр-оглы, отличавшемся остроумием, весельем и смелостью (песни об этом герое пели также грузины, армяне и курды). На высоком уровне стоит народная музыка, послужившая основой современной развитой музыкальной культуры Азербайджана, а также его изобразительное искусство.

Средняя Азия и Казахстан. Эти территории отчетливо выделяются как давно сложившаяся историко-этнографическая область со специфическими формами хозяйства и быта коренного населения. С отдаленных времен она делилась на две культурные зоны — южную, в предгорьях Копетдага, междуречье Амударьи и Сырдарьи, и Семиречье, где уже в V—III тысячелетиях до н. э. на искусственном орошении развивалось земледельческое хозяйство, и северную степную со скотоводческим хозяйством, известным здесь со II тысячелетия до н. э. Между обеими зонами всегда существовал тесный экономический и культурный взаимообмен.

На основе довольно высокого уровня развития производительных сил в земледельческой полосе в I тыс. до н. э. складываются значительные государственные объединения. возглавляемые Хорезмом и Бактрией. Их население — городское и сельское, говорившее на древнеиранских языках, — заложило основы той тысячелетней цивилизации, традиции которой были восприняты тюркоязычными кочевниками, на протяжении многих веков вливавшихся в пределы Средней Азии и в свою очередь передавших се населению свой язык и многие бы новые черты. В данном случае ученые говорят об уникальном историческом синтезе двух культурно-бытовых миров — ираноязычного и тюркоязычного.