Анализируя размещение машиностроения и металлообработки в целом легко заметить, какие радикальные изменения произошли в нем за советские годы. В дореволюционное время и в период восстановления народного хозяйства в стране существовало лишь два относительно крупных машиностроительных узла — Москва с ее окружением и Санкт-Петербург. Несравненно меньшую роль играли Украина и Прибалтика, где развивалось главным образом сельскохозяйственное и транспортное машиностроение, а также сормовская группа предприятий, специализировавшихся на производстве речных судов, паровозов, вагонов. Этим в сущности исчерпывалась вся дореволюционная карта отрасли: на пере численные пункты приходилось 9/10 ее продукции.

Процесс более равномерного размещения машиностроении начавшийся с первых лет социалистической реконструкции хозяйства, продолжается в нарастающих темпах и в наши дни. Доля новых районов (начиная с Урала и Поволжья и далее к востоку) поднялась уже до 1/3 общего производства. В значительной мере рассредоточилось оно и в пределах западной части страны.

Однако главную роль в этой отрасли продолжают играть старопромышленные районы, группирующиеся преимущественно вокруг Москвы. Из наиболее развитых здесь отраслей надо назвать станко-инструментальное производство приборостроение, транспортное (включающее производство автомобилей и подвижного состава для железных дорог), электротехническое, радиотехническое и сельскохозяйственное машиностроение, в том числе производство тракторов и комбайнов. Очень высок удельный вес района в производстве оборудования для легкой промышленности В перспективе машиностроение здесь будет развиваться медленнее, чем в других районах.

В Центрально-Черноземном районе наиболее развито производство машин для пищевой, легкой и химической промышленности, дающее до 10% общесоюзной продукции соответствующих отраслей. Примерно такое же значение здешнего сельскохозяйственного машиностроения, производства строительных и дорожных машин.

Район далеко не исчерпал своих возможностей: высокая его населенность, относи тельная близость Южной и Центральной металлургических баз позволяют еще в больших масштабах развивать здесь многие отрасли машиностроения.

Отчетливо выявился профиль машиностроения в Волго Вятском районе. Ведущая роль здесь принадлежит автомобильной промышленности и сопряженным с ней отраслям—производству станков инструментов, приборов. За ними следуют выпуск речных судов, электротехники и производство строительных и дорожных машин. Все остальные отрасли представлены значительно слабее Удобное экономико-географическое положение района (близость, с одной стороны Центра — крупнейшего потребителя продукции, с другой — Урала — поставщика металлов и быстро растущего рынка сбыта) позволяет и в дальнейшем развиваться уже сложившимся в районе отраслям машиностроения

По-прежнему велика роль одной из старейших машиностроительных районов — Северо Западного, где важнейшее место занимает Питер. Район выделяется прежде всего своим морским судостроением, а также производством самых разнообразных электротехнических изделий мощных турбин, генераторов. Большое значение для народного хозяйства страны имеет здешнее производство станков, инструментов, мощных тракторов, пассажирских вагонов, разнообразной аппаратуры. Кроме того, Северо-Запад — крупнейший в стране поставщик машин и оборудования для всех отраслей легкой промышленности. Весьма ощутим его вклад и в производство тяжелых машин для металлургии и химии.

Заметной величиной стало машиностроение Прибалтики. Характерная его особенность — быстрое развитие производства электротехники, радиоаппаратуры, приборов. Большое место занимает и выпуск электро- и дизельных поездов, морских судов, микроавтобусов, товарных вагонов. В последние годы большое развитие получило станкостроение — примерно 10% общесоюзного производства. У машиностроения Прибалтики хорошие перспективы. Этому благоприятствует наличие высококвалифицированных кадров и близость весьма емкого рынка сбыта (внутреннего и зарубежного).