В послевоенное время энергично растет машиностроение Белоруссии. Наиболее развиты здесь станкостроение и тракторостроение (третье место в стране), а также производство мощных грузовиков (первое место в Союзе) и сельскохозяйственное машиностроению. Большое значение приобретают приборостроение, радиотехника и электроника. Белоруссия занимает третье место среди союзных республик по выпуску телевизоров, а по производству мотоциклов и мотороллеров стоит следом за Российской Федерацией (почти 20% союзного производства). Перспективы развития многих трудоемких производств этой отрасли в республике очень благоприятные. В то же время металлоемкие виды машиностроения не могут существенно развиваться здесь, так как весь металл в эти районы приходится завозить со стороны.

Украина занимает очень видное место в отечественном машиностроении. Каждый из входящих в нее крупных экономических районов имеет свое лицо. Все эти отрасли имеют всесоюзное значение. На юго-западе республики развито сложное машиностроение и приборостроение, в том числе электротехническое, выпуск сельскохозяйственных машин, станков, разнообразных машин и оборудования для пищевой и легкой промышленности. речных судов. На приморском юге республики наибольшее значение имеют судостроение, станкостроение, сельскохозяйственное машиностроение, производство машин и оборудования для пищевой промышленности.

В Молдавии больше всего развиты производство сельскохозяйственных машин, станков, приборов и выпуск оборудования для пищевой промышленности. Многие из этих производств могут развиваться в дальнейшем, привлекая довольно еще значительные местные трудовые ресурсы.

В поразительно короткий срок, за 15 — 20 послевоенных лет, сложился очень крупный район машиностроения в Поволжье, чему весьма способствует его экономико-географическое положение. Южная часть района расположена неподалеку от главной металлургической базы страны, а северная примыкает к Уральской базе. Соседство с экономически развитыми районами Центра, Северного Кавказа и Нижнего Дона обеспечивает Поволжью близкий и очень большой рынок сбыта. Самые благоприятные условия для дальнейшего развития рассматриваемой отрасли хозяйства создаются здесь значительными резервами рабочей силы в северной части Поволжья.

Машиностроительный профиль района определяет прежде всего станкостроение имеющееся во всех крупных городах района, и тесно связанное с ним производство подшипников. Далее следуют судостроение, тракторостроение. Представлено здесь и автомобилестроение. Роль его в ближайшем будущем резко возрастет. Значительное место занимает производство оборудования для сильно развитых в районе нефтяной и пищевой промышленности.