Машиностроение Нижнего Дона и Северного Кавказа также еще очень молодо. Сложилось оно по-настоящему только в послевоенные годы, и профилирующим в нем стало производство машин и орудий для сельского хозяйства, и прежде всего зерновых комбайнов. Большое значение получило нефтяное машиностроение. Широко представлены станкостроение, производство кузнечно-прессового оборудования и машин для пищевкусовой промышленности. Благоприятная черта для развития здесь этой отрасли — хорошая в общем приспособленность се к общему экономическому профилю самого района и его непосредственного окружения. Близость металлургической базы, наличие топливных ресурсов, далеко еще не исчерпанные резервы рабочей силы, особенно в предгорных районах, создают здесь условия и для дальнейшего развития машиностроения.

На примере Закавказья можно хорошо проследить зависимость развития и специализации производства машин от общей экономической специализации района. В Азербайджане группа больших заводов занята производством машин и оборудования для нефтяной промышленности. Несколько предприятий Грузии выпускают машины для чайных и виноградных плантаций, чайных фабрик и винодельческих заводов, для мелиоративных работ. Оборудование для химических предприятий, электростанций, оросительных систем, камнережущие и камнефрезерные станки производят заводы Армении. Но в то же время в республиках Закавказья, особенно в Армении и Грузии, большое развитие получили электротехника, станкостроение и приборостроение, хотя продукция их в подавляющей части уходит за пределы района. Дело тут прежде всего в том, что только такие наиболее трудоемкие отрасли машиностроения могли в достаточной мере занять рабочие руки в этих очень плотно заселенных республиках. Создание собственной базы черной металлургии позволило организовать в районе выпуск и более металлоемких изделий — автомобилей, тракторов, электровозов, кузнечно-прессового оборудования, компрессоров и др.

Могучим бастионом машиностроения вы глядит современный Урал. Наиболее прочные позиции занял он в производстве машин и оборудования для металлургии, горнорудной и нефтегазовой промышленности, где на его долю приходится значительная часть общесоюзного производства. Очень велика роль его в выпуске строительных, дорожных машин, тракторов, товарных вагонов, станков, инструментов, машин и оборудования для крупных электростанций, химических заводов. Все эти и некоторые другие отрасли будут развиваться на Урале и впредь, но доля его в общесоюзном машиностроении вряд ли будет в дальнейшем повышаться в связи с опережающим ростом этой отрасли в новых районах.

Еще очень далеко от завершения формирование машиностроения в восточных районах. Дальше других в этом отношении ушла Западная Сибирь, где заметной развитие получило энергетическое машиностроение, дающее 10—15% общего производства. Довольно широко представ лен выпуск оборудования для металлургии и горнорудной промышленности, станкостроение, сельскохозяйственное машиностроение и некоторые отрасли электротехники. Что касается Восточной Сибири и особенно Дальнего Востока, то они в этом направлении сделали только первые шаги. Главные причины, затрудняющие развитие машиностроения в этих районах, заключаются в слабой их заселенности, относительно малой емкости местного рынка, недостаточном развитии металлургии.

В Казахстане заметную роль играют тяжелое машиностроение, производство подъемно-транспортного, горного оборудования и сельскохозяйственных машин.

В Средней Азии более других развиты производство оборудования для легкой промышленности, сельскохозяйственное, химическое машиностроение, производство дорожных машин электротехническая промышленность. Недавно создано приборостроение и автосборочное производство.