Теперь познакомимся с характерными чертами морен, омывающих, а чаще око­вывающих льдами север Сибири. Карское море отличается от ос­тальных сибирских морей особенно силь­ной изрезанностью берегов и более сложным рельефом дна. В берега здесь вдают­ся огромные устьевые заливы — губы (Об­ская, Тазовская и др.). Материковая отмель занимает большую часть мори, но от Новой Земли ее отделяет продольный желоб — Новоземельская впадина с глубинами 200—500 м, а местами и более значительными.

Северным продолжением ее к Земле Франца-Иосифа служит более широкий и глубо­кий желоб «Святой Анны» (до 620 м), на­званный так но имени дрейфовавшего здесь корабля экспедиции Брусилова. Подобный же желоб, носящий имя капитана Ворони­на, находится к западу от островов Север­ной Земли.

На далеко выступающем к северу под­водном «мысу» материковой отмели, нося­щей здесь название Центральной Карской возвышенности, «надстроены» изолированные острова: Уединения, Визе и Ушако­ва. Дна последних сплошь покрыты ледя­ными шапками.

Для режима моря большое значение име­ет изолирующий барьер горных островов Новоземельской дуги. Лишь три узких про­лива — Югорский Шар, Карские Ворота и совсем тесный сквозной фьорд — Маточкин Шар ведут отсюда в Баренцево море. Свободное сообщение глубинных вод этих морей возможно только севернее крайнего новоземельского мыса Желания. Поэтому ледовитость Карского моря по сравнению с Баренцевым резко возрастает. Проводка караванов судов через этот ледяной мешок часто бывает очень затруднена.

Большим препятствием Новая Земля слу­жит и для западных ветров. Но когда воз­душный поток превышает высоту новоземельских хребтов, на их восточных скло­нах образуется нисходящий поток ветра — ураганный «воздухопад», напоминающий бору в Новороссийске. Вторжения теплого воздуха происходят, как правило, с юго-запада. Нередко море оказывается очагом формирования холодного воздуха, прони­кающего затем на Русскую равнину, поэтому за ним давно закрепилась репутация «кухни холода».

Море Лаптевых ограждено с запа­да еще надежнее, чем Карское. Его засло­нили от влияния Атлантики пассивный се­верный выступ Азии — полуостров Таймыр и обширный Североземельский архипелаг, простершийся за 80 градусов с. ш. Поэтому море Лаптевых — одно из самых суровых в Арк­тике. Почти постоянно забитые льдами про­ливы между островами Северной Земли практически неприступны для судов. Не­легки для регулярного плавания и про­ходы между Новосибирскими островами. Только пролив Бориса Вилькицкого между Северной Землей и Таймыром на западе и пролив Дмитрия Лаптева южнее Ляховских островов на востоке допускают регу­лярное движение судов в течение 3—4 месяцев позднего лета и ранней осени, да и то с помощью ледоколов.

В воронкообразном суженном Хатангском заливе заметно возрастает высота прилив­ной волны, достигая здесь 2 м. Эта волна прокатывается вверх по реке Хатанге на 500 км.

Ото льда более или менее освобождает­ся только южная окраина моря, и то не дольше чем на два месяца (на август и сентябрь). В обширном заливе (губе), неподалеку от дельты Лены, распо­ложен выходной порт Ленского бассейна -Тикси.