Когда-то думали, что именно в Амурском лимане рождается холодное Приморское течение Татарского пролива и Японского моря, делающее не по широте суровым климат Владивостока и восточных берегов Кореи. И действительности никакого сквоз­ного течения через Татарский пролив из Охотского моря нет и Приморское течение отношения к Амурскому лиману не имеет. Зарождаясь в южном раструбе Татарского пролива, оно отводит избыток вод, прино­симых сюда с юга Цусимским течением Японского моря, и повинуется континен­тальным муссонам, которые особенно упор­ны здесь в зимнее время. Подток цусимских вод недостаточно велик, чтобы пол­ностью компенсировать ветровой сгон, поэтому на его восполнение, как и в Охот­ском море, поднимаются ледяные глубин­ные массы — они-то и делают Приморское течение особенно холодным.

Пробирающееся в Татарский пролив в обход мыса Крильон холодное течение Мандели охлаждает берега этого юго-за­падного выступа Сахалина, но вскоре по­гружается под более теплые воды Цусим­ского течения, которые, напротив, сущест­венно обогревают остальной юго-запад Са­халина и островок Монсрон.

Амурский лиман — горе Амура. Своей страшной мелководностью он резко затруд­няет навигационное использование низовь­ев великой реки. Суженные звенья Татарского пролива облегчают связь Сахалина с материком: зи­мой по льду пролива Невельского устанав­ливается санное и даже автомобильное со­общение. Через сужение проложены и неф­тепроводы, по которым нефть Сахалина поступает в Комсомольск-на-Амуре.

Татарский пролив — район интенсивного рыболовства. В Амурском лимане и Саха­линском заливе ведется лов наваги, здесь же добывают и белуху. Старый Сахалинский порт расположен в городе Алексан­дровиче. Позднее в проливе возник более южный и незамерзающий порт в Холмске, способный в случае замерзания Корсакова заменить выходной порт Южного Сахалина.

На материке у северного выхода трансконтинентальной железной дороги (нотки Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань) в одной из лучших бухт мира вырос крупный порт — Ванино. Создание же­лезнодорожной паромной переправы Ванино — Холмск — еще один пример преодоле­ния островной обособленности Сахалина.