Севернее Полярного круга справа появ­ляется лесопромышленная Игарка, куда к нам прибывают «все флаги в гости» — сюда поднимаются океанские суда, приходящие из разных стран за сибирским лесом. Со временем близ Игарки встанет плотина по­следней, самой нижней ступени Енисейско­го каскада. Позади и тайга, и лесотундра. На обоих енисейских берегах господствует тундра. С правого берега доносятся паровозные гудки. Это Дудинка — енисейский порт Но­рильского промышленного района.

В приустьевой части Енисей, простер­шийся в ширину сначала на 10, а ниже и на 50 км, дробится на рукава. За Усть-Портом речные просторы приобретают по сути морской облик и в бури опасны для судов. Перед самым устьем Енисей сужа­ется и даже течет в обрывистых берегах — щеках. Устьевой разлив реки смыкается с изголовьем Енисейского залива, где все уже морское — и горько-соленая вода.

Лена — следующая река-великан, пока наименее освоенная среди больших сибир­ских рек, хотя и сегодня это важнейшая транспортная магистраль всего востока Си­бири, главная нить, связывающая Якутию с Сибирской железной дорогой (с веткой Тайшет—Усть-Кут), а через порт Тикси — с Северным морским путем.

Трудноисчислимы природные богатства ее колоссального бассейна.. Особенно мо­гуч энергетический потенциал Лены — до 250 млрд. квт-ч дешевой электроэнергии ежегодно. Крупные ступени Ленского кас­када гидростанций могут возникнуть, на­пример, в районе Мухтуи (где Лена огибает Патомское нагорье), выше Якутска (где долина реки врезана в известняковые напластования), и в предустьевом сужении долины, на Булкурском створе, где ее стес­няют сближенные до 2 км хребты Чекановского и Хараулах. Гидрокаскады заду­маны также на притоках Лены, прежде всего на Витиме и Алдане. Вилюйская ГЭС, снабжающая энергией район добычи ал­мазов, уже сооружена.

Свое начало река Лена берет всего в 7 км от Байкала, на противоположной от озера за­падной стороне Байкальского хребта. В вер­ховьях это заурядная горная речка. Лишь с выходом в полосу Ангаро-Ленского про­гиба она становится стержневой артерией, судоходной от Качуга для мелких, а от Усть-Кута (порт Осетрово) для крупных речных судов.

На обширных участках долина Лены глубоко врезана в коренные толщи, и скальные берега нередко обрываются в во­ду отвесами, образуя щеки. Особенно эф­фектны они ниже устья Олёкмы, где доли­на врезана в горизонтально напластован­ные известняки. Выветриванием береговые обрывы расчленены на причудливые при­зматические утесы — знаменитые ленские Столбы.

Ниже устья Алдана Лена блуждает по просторной плоской долине, дробится на рукава и достигает многих километров в ширину, а миновав щеки предустьевого су­жения, ветвится более чем на 800 рукавов, образуя гигантскую дельту. Близ устья самого короткого рукава — Быковской про­токи — возник порт Тикси.