Сибирь и Дальний Восток. В историко-этнографическом аспекте совершенно особое место занимают коренные народы Сибири. В это не только потому, что многие из них искони обитают в наиболее суровых и весьма своеобразных условиях тайги и тундры, но и потому, что длительное время они развивались в крайне медленном темпе, находясь в стороне от давно сложившихся цивилизаций Восточной Европы и Средней Азии.

Совсем еще недавно у большинства народов Сибири бытовали очень архаичные формы хозяйства, материальной культуры, общественной организации и идеологии. Вместе с тем современная жизнь коренного населения Сибири — яркий пример того, как при благоприятных условиях, отсталые в прошлом народы могут совершить переход к социализму, минуя феодальную и капиталистическую стадии развития.

Все многочисленные народы этой огромной территории по типу традиционного хозяйства можно разделить на две обширные группы, земледельцы и скотоводы Южной Сибири буряты, алтайцы, хакасы, шорцы, чулымцы, тувинцы, карагасы (тофалары), западносибирские татары и живущие на севере якуты; во-вторых, малые народы Севера и Дальнего Востока, занимающиеся различными видами промыслового хозяйства рыболовством, охотой (в том числе на морских животных), оленеводством, — ханты и манси ненцы, селькупы, энцы, нганасаны, эвенки, эвены, или ламуты, нанайцы, орочи, ульчи, удэге, ороки, коты, нивхи, юкагиры, чукчи, коряки, ительмены, эскимосы и алеуты.

По типу хозяйства к ним близки лопари (саамы) Кольского полуострова, которые и по происхождению, и по всему этнографическому укладу должны рассматриваться в связи с народами Севера Сибири.

Вследствие изменения формы хозяйства при общем росте материальной и духовной культуры за годы Советской власти народов Южной Сибири произошли существенные перемены во всей их жизни. Почти исчезли войлочные юрты в поселках-аилах, но сохраняются они еще у пастухов. Буряты больше не строят шести- и восьми угольные бревенчатые юрты, пережитком является и своеобразная якутская юрта в виде усеченной пирамиды. Население горно-таежной части Алтая и Саян навсегда оставило корьевые конические шалаши, балаганы, полуземлянки. Повсеместно распространены теперь срубные жилища русского типа, а в последнее время в сельских поселках стали появляться стандартные деревянно-щитовые и камышитовые (с глиняной обмазкой) дома.

Преобладающим типом костюма народов Южной Сибири (а также и живущих на севере якутов) была распашная шубообразная двубортная одежда из овчин, реже тканевая, из русского холста или китайской дабы. Покрой одежды кое-где сохраняется и сейчас, но шьется она повсеместно из ткани фабричной выработки, а не редко и на городской манер. Часто одежду приобретают в готовом виде в магазине

У современных народов Южной Сибири давно уже исчезли патриархально-родовые пережитки, но традиционный счет родства по поколениям и родам полностью не у всех еще забыт.