Малые народы Севера и Дальнего Востока в хозяйственно-культурном отношении выделяются прежде всего том, что все они занимаются промысловым хозяйством, которое в целом имеет комплексный характер, но сочетание различных ого отраслей не везде одинаково. Так, рыболовство преобладает в экономике ительменов (камчадалов), нивхов, ульчеп и нанайцев на Нижнем Амуре и Сахалине; значительно развито оно и у обских хантов, а в последнее время начинает играть все большую роль у ямальских и нижнеобских ненцев. Промысел пушного и мясного зверя наиболее типичен для енисейских кетов, а также для эвенков и эвенов, далее для восточноуральских манен, селькупов бассейна средней Оби, удэге и орочей Приморского края, наконец, для верхнеколымских юкагиров. Разумеется, охотой занимаются и другие народы Сибири, например ненцы, но не в такой степени. Большим подспорьем пушному промыслу служит современное колхозно-совхозное клеточное звероводство.

Так в начале двадцатых годов начиналась ликвидация неграмотности у алтайцев. Правый снимок сделан в наши дни в одной из национальных горно-алтайских средних школ.

Преобладающая форма хозяйства у народов тундры — ненцев, нганасан, кочевых (оленных) чукчей и коряков — пастушеское оленеводство. Домашних оленей содержат и жители тайги — эвенки, тазовские селькупы, северные ханты и другие, но здесь олени используются как средство передвижения.

Что касается морского зверобойного промысла, то он составляет основу хозяйства лишь у береговых («сидячих») чукчей и коряков, эскимосов и алеутов. Но как вспомогательная отрасль охота на морского зверя известна также нивхам, ненцам, а в западной Арктике — лопарям.

Огромное значение для северных народов всегда имела проблема транспорта, столь необходимого для освоения просторов тайги и тундры. Пешее передвижение здесь крайне затруднено, а многочисленные реки и моря могли быть использованы только в летнее время. Поэтому очень рано, еще в эпоху развитого каменного века (неолита), сибирские племена изобрели и простейшие ступательные лыжи-ракетки, и более совершенные скользящие, которыми здесь широко пользуются и сейчас. С отдаленных времен в Сибири существуют различные водные средства передвижения — лодки-долбленки, легкие «ветки» дощаники, лодки, сшитые из берестовой коры, из кожи морских животных; и по сей день на малых реках Сибири и Дальнего Востока жители плавают на легких и очень удобных разнообразных безмоторных судах.

Специфический для этих мест элемент составляет использование тягловой силы собак. Особенно развитым было транспортное собаководство у нивхов в низовьях Амура, у береговых чукчей, ительменов Камчатки, нижнеобских хантов. Оно существует и в настоящее время. Упряжных собак содержат также ненцы Ямальского полуострова.

Транспортное оленеводство появилось здесь по крайней мере на рубеже новой эры. Именно благодаря ему эвенки заселили огромную территорию тайги от бассейна Оби до Охотского побережья, а язычные народности сравнительно быстро освоили суровые арктические тундры от полуострова Таймыр до Белого моря. Транспортное оленеводство и сейчас продолжает играть существенную роль.