Крупнейший центр производства машин почти для всех отраслей легкой промышленности издавна сложился в Питере. Много такой продукции дают Москва и старые текстильные центры, сосредоточенные в Московской, Ивановской, Костромской областях. Заново создано это производство в Пензе, Кузнецке, Орле, Таганроге и других пунктах.

Как никакая другая отрасль индустрии, распылена пищевая промышленность, вследствие чего заводы, производящие для нее технологическое оборудование, размещены почти во всех республиках и во многих экономических районах. Больше всего таких заводов в Центре, Поволжье, Закавказье. В восточных районах крупные предприятия созданы в Бийске, Прокопьевске, Хабаровске; в Средней Азии — Ташкент. Производством машин и оборудования для рыбной промышленности заняты многие дальневосточные заводы: Хабаровский, Южно-Сахалинский, Владивостокский, Петропавловск-Камчатский и некоторые другие.

Все охарактеризованные выше отрасли машиностроения созданы за годы Советской власти заново или почти заново: в царской России более или менее значительным было только производство немногих видов машин для транспорта и сельского хозяйства.

В транспортном машиностроении нашей страны главенствующее место занимало и занимает производство подвижного состава для железных дорог. Выдающуюся роль в этой отрасли играют старые, но полностью реконструированные заводы — Коломенский, Харьковский.

В середине 50-х годов советское локомотивостроение пережило подлинную революцию: полностью прекратились производство магистральных паровозов, и все изготовлявшие их предприятия перестроились на выпуск несравненно более экономичных локомотивов-тепловозов. А в послевоенные годы был создан первый в стране крупный электровозостроительный завод в Новочеркасске. Специализирован на производстве электровозов и один из переоборудованных заводов Тбилиси. Производит такие локомотивы также в Харькове. Эксплуатационные показатели советских тепловозов и электровозов непрерывно возрастают и сей час уже не уступают лучшим мировым образцам.

Какими темпами расширяется производство локомотивов нового типа, можно судить по следующим данным: в 1940 г. было выпущено пять секций магистральных тепловозов и девять электровозов, в 1950 г.— соответственно 125 и 102, в 1970 г.—1485 и 323. Одновременно примерно в 3—4 раза возросла средняя мощность машин. По общему производству тепловозов и электровозов Советский Союз уже к середине 60-х годов в 1,5 раза превзошел США, вдвое — ФРГ, втрое — Англию.

Полностью изменило свой облик и вагоностроение. На смену крайне несовершенным двухосным вагонам и платформам пришли четырех- и шестиосные вагоны и полувагоны, специализированные (хопперы, думпкары и саморазгружающиеся) вагоны, предназначенные для перевозки различных сыпучих грузов: инертных строп тельных материалов, руды, угля, сланцев и др. Грузоподъемность некоторых из них превышает 100 т. Значительно повысился пассажирского вагоностроения.

Ныне вагоностроительные заводы, за исключенном одного (Алтайского), размещены в Европейской части страны и довольно строго специализированы: Рижский и Мытищинский выпускают электропоезда (РИЖСКИЙ освоил также производство дизельных поездов и пассажирских цельнометаллических вагонов); завод в Калининграде (областном центре) — думпкары; Николаевский — цистерны; Ленинградский и Калининский — цельнометаллические пассажирские вагоны; Калинин производит также изотермические вагоны.