Крупнейшие заводы по выпуску товарных вагонов обычного типа действуют на Урале (Нижний Тагил) и в Западной Сибири (Новоалтайск). Новый крупный завод сооружается в Абакане. Выпуск товарных вагонов составил в 1970 г. около (50 тыс. штук, пассажирских — около 1,8 тыс. штук.)

Производство машин и оборудования для железнодорожного транспорта проводится в тесной кооперации со странами СЭВ. От своих партнеров страна получает значительное число тепловозов и электровозов, вагонов специально го назначения, главным образом рефрижераторов, изотермических, вагонов-ресторанов, пассажирских вагонов и дизельных поездов. Экспорт железнодорожного подвижного состава, направляемого из страны в западные страны, по суммарной стоимости примерно вчетверо ниже.

Важной отраслью нашей промышленности стало и судостроение, хотя долгие годы производство морских и речных судов развивалось значительно медленнее, чем производство подвижного состава для железнодорожного транспорта. Перелом произошел в последние 15—20 лет. когда бурное развитие получили наши внешнеторговые связи со всем миром. В эти годы проведена коренная реконструкция старых заводов в Питере и Николаеве, построены новые в Калининграде, Архангельске. Возникло судостроение и на Тихом океане. Несколько небольших судоверфей создано на Черном и Азовском морях, в том числе в Керчи. На первых двух освоено производство морских судов на подводных крыльях. Корабли морского плавания выпускают и судостроительные заводы, расположенные на реках, — в Горьком, Астрахани, Архангельске и др. Производство судов налажено на Бакинском и некоторых других судоремонтных заводах.

Сейчас наши верфи производят морские суда всех видов и классов — сухогрузные разного назначения, лесовозы, громадные танкеры, рефрижераторы, комфортабельные пассажирские лайнеры. Создан мощный ледокольный и буксирный флот. По общему тоннажу морского флота наша страна вышла на пятое место в мире.

За годы советской власти усилиями отечественных судостроителей полностью обновлен и речной флот, как пассажирский, так и грузовой. На смену тихоходным колесным пароходам пришли винтовые суда, обладающие гораздо большей вместимостью и скоростью. По рекам курсируют сейчас сухогрузные корабли водоизмещением до 5 тыс. т и еще более крупные танкеры. Многие из них приспособлены к озерным условиям навигации и способны выходить в открытые моря.

Решающую роль в речном судостроении сохранил за собой Волжско-Камский бассейн, и по-прежнему на первом месте, здесь остался «куст» судоверфей, действующих в Горьковской области. Ведущее предприятие — гигантский завод «Красное Сормово» — патриарх отечественного судостроения. До революции прежде всего ему принадлежала заслуга создания первоклассного для того времени волжского пассажирского флота. Сильно выросший за советские годы, этот завод выпускает теперь сериями крупнотоннажные сухогрузные и нефтеналивные суда, самоходные баржи, комфортабельные пассажирские теплоходы, катера на подводных крыльях, способные развивать скорость до 100 км в час, и суда на воздушной подушке, приспособленные к плаванию по любому мелководью. Здесь же созданы и первые двухкорпусные суда — катамараны, отличающиеся высокой остойчивостью и скоростью, могучие железнодорожные паромы.

В пределах Татарии и Саратовской областей имеются лишь сравнительно небольшие заводы, в основном деревянного судостроения и судоремонтные предприятия. Большая судоверфь создана в Волгограде, а еще ниже, в вершине волжской дельты, находятся Астраханская судоверфь, несколько судостроительных и судоремонтных заводов, основная специализация которых определилась положением их в центре одного из важнейших рыболовных районов страны.

В верхнем течении Волги созданы две судоверфи — Рыбинская и Московская; они снабжают сравнительно небольшими судами верхние плесы реки. Рыбинская изготовляет также специализированные суда: рыболовные, почтовые. Пароходство Камы обслуживается Пермской судоверфью. Корабли с маркой волжских заводов можно встретить на всех реках страны — от Дуная до Амура. Хотя на многих реках Сибири и Дальнего Востока тоже созданы верфи, но они не могут пока обеспечить быстро растущие потребности местных пароходств.