Значительных размеров за годы достигло судостроение на Днепре. Судоверфи в Киеве и Херсоне в основном обеспечивают нужды Днепровского пароходства, но часть продукции идет и в другие районы.

Для быстрейшего пополнения наших флотов страна закупает корабли различного назначения в зарубежных странах, главным образом в Германии и Польше (больше половины всех поставок), а также в Финляндии, Швеции, Югославии, Болгарии, Венгрии, в последние годы в Дании и во Франции.

В очень крупную отрасль транспортного машиностроения выросла автомобильная промышленность, полностью созданная за годы Советской власти и особенно бурно развивающаяся в последнее десятилетие. В 1970 г. выпуск автомашин достиг 916 тыс. штук, увеличившись по сравнению с 1940 г. более чем в 6 раз. Однако и такой уровень не может быть признан достаточным. К концу 60-х годов мы производили раз в десять меньше автомобилей, чем США, и примерно, вдвое-втрое меньше, чем другие г развитые капиталистические страны.

Конечно, из этого не следует, что мы должны стремиться поднять производство автомобилей до уровня, скажем США, где автомобилизация превратилась в одно из злейших уродств капитализма: она поглощает громадное количество человеческого труда (каждый пятый трудящийся занят в этой сфере производства), основных фондов, сырья (80% стали, 60% каучука и т. д.); выхлопные газы настолько отравляют воздух в американских городах, что это стало национальным бедствием, под колесами машин ежегодно гибнет 200 тыс. американцев (больше, чем за вторую мировую войну), миллионы жителей получают увечья.

Но, избегая крайностей, ускоренное развитие автомобилестроения в нашей стране насущно необходимо, что и предусматривается в новом пятилетнем плане.

До последних лет характерная особенность советского автомобилестроения состояла в преимущественном производстве грузовых машин. На их долю в 1937 г. приходилось 90%, в 1950 г. — около 80% общего выпуска. В послевоенные годы темпы легкового автомобилестроения стали заметно возрастать, и к концу восьмой пятилетки доля грузовых машин уже не достигала 60%. Но решительные изменения наступают в годы текущей, девятой пятилетки: при общем росте выпуска автомобилей больше чем вдвое (с 916 тыс. до 2,1 млн. штук) производство грузовых машин возрастет в 1,5 раза, легковых — в 3,5—3,8 раза. В результате доля грузовых машин снизится примерно до 40% общего выпуска.

Подавляющую часть легковых автомобилей будут составлять мало- и микролитражные. Такие машины выпускаются сейчас на Московском заводе имени Ленинского комсомола, резко расширяющем производство «Москвичей». Собираются они и в Ижевске, где создается несколько модернизированная модель — «Комби». Микролитражные машины выпускает Запорожский завод. На Луцком собирают «Запорожцев».

Но лидером легкового автомобилестроения станет вскоре новый завод, созданный на берегу Куйбышевского водохранилища, близ города Тольятти. По соглашению, заключенному в 1966 г., завод этот спроектирован и оснащен оборудованием итальянской фирмой «Фиат».

Разрабатывается и грузо-пассажирский вариант машины типа «фургон». Завод в Тольятти, строительство которого завершается, будет самым большим из подобных в Европе. Многие тысячи комфортабельных автомашин с маркой «Жигули» уже движутся по дорогам нашей страны. Лидером производства легковых машин более высокой мощности продолжает оставаться Горьковский автозавод. Легковые машины выпускают также предприятия в Москве (завод имени Лихачева).

Заметно меняется структура нашего парка грузовых автомашин. В начальном периоде заводы, созданные в Москве и Горьком, выпускали главным образом машины небольшой грузоподъемности — 1,5—2,5 тонн. Затем было освоено производство автомобилей в 3,5 тонн которые стали преобладающими в современном грузовом автопарке. В последнее десятилетие налажен массовый выпуск тяжелых и сверхтяжелых машин, сосредоточенный в основном на заводах.