Киевская Русь рано вошла в соприкосно­вение с обоими этими государствами. Они располагались на важных торговых путях и держали под контролем сношения севе­ро-восточных русских земель с югом и вос­током (по рекам Волге и Дону). Соперничество на этих путях пылилось в конце концов в вооруженную борьбу. При Свя­тославе Хазарский каганат был оконча­тельно разгромлен и Киевская Русь вела успешную войну с волжской Болгарией.

Владения древнерусского государства про­двинулись к Азовскому и Черному морям вплоть до отдаленного русского княжества Тмутаракань (на Таманском и Керченском полуостровах). Каждой зимой киевский князь с дружи­ной собирали дань с подвластных племен. К весне масса товаров свозилась к Киеву. Здесь она сортировалась и готовилась к от­правке для продажи в Царьград. Предметами вывоза в Византию были зерно, мед, меха, воск.

Тесные связи, установившиеся в X в. с Византией, привели к распространению христианской религии на Руси. В 988 г. она стала официальной религией древне­русского государства, а Киев — центром русской православной церкви.

По приглашению князя Владимира в Киев вместе с греческими священниками прибыли византийские мастера строить ка­менные православные храмы, писать иконы.

Новая религия способствовала объеди­нению населения различных частей древ­нерусского государства на основе единой идеологии и в то же время верно служила интересам феодалов, укрепляя систему гос­подства меньшинства и подчинения ему трудящегося большинства. Вместе с тем церковь в то время отчасти способство­вала росту культуры Древней Руси — рас­пространению письменности, развитию ли­тературы, живописи, архитектуры. С ее по­мощью русские люди приобщались к культурному наследию античности.

Киевская Русь XI в. была самым боль­шим и сильным государством в Европе. Её торговые и политические связи распрост­ранялись на большинство европейских культурных государств. Киев поражал сво­ими размерами и красотой облика, в кото­ром неповторимо сочетались элементы ви­зантийского и древнерусского зодчества.