На Северо-Западе России в когда-то Сойких и европейски известных городах Нов­городской и Псковской земли теперь текла сонная жизнь глухой провинции. Почти никакой промышленности там не было. На этом фоне одинокой вершиной выделялся крупнейший индустриальный центр Рос­сии — Петербург. Таким характером размещения промышленности Северо-Запад резко отличался, например, от Центрально-Промышленного района, где удобства экономико-географического положения принадлежали целому району.

На Северо-Западе же они концентрировались в одном пункте — Петербурге, расположенном на крайнем востоке Финского залива, т. е. там, где морской путь более всего проникал в глубь страны, и в устье Невы — естествен­ного выхода из обширной водной системы, соединенной каналами с Волгой.

Построй­ка железных дорог еще более усилила свя­зи новой столицы с внутренним рынком, открыв ее продукции круглогодичный вы­ход в районы, недоступные для водного транспорта.

Промышленность в Петербурге (государ­ственная, а затем и частная) начала раз­виваться еще в XVIII в. Приморское по­ложение столицы давало возможность по­лучать из-за границы не только самую пе­редовую по тому времени технику, машины и оборудование, но и сырье (хлопок, химикаты и т. д.) и даже топливо (английский уголь).

К 1917 г. в профиле петербургской про­мышленности, располагавшей высококвали­фицированными трудовыми ресурсами, вы­делялось сложное, точное машинострое­ние — судостроение, электротехника, про­изводство дизелей, моторов, турбин, гене­раторов. Развитию промышленности в Петербур­ге способствовала и столичная роль города.

Вместе с ростом концентрации капитала происходил в Петербурге и рост пролета­риата, и город стал крупнейшим пролетар­ским и революционным центром России. Петербургский пролетариат первым в Рос­сии поднял знамя социалистической рево­люции, первым вступил в новую историче­скую эпоху.

Выделялся своим промышленным значе­нием в России и Прибалтийский район. Промышленность здесь (в Риге, Нарве и в др. пунктах), как и в Пе­тербурге, росла, используя выгоды примор­ского положения. Железные дороги дали ей доступ на внутренние рынки. И по сво­ему профилю она была похожа на петер­бургскую — преобладали машиностроитель­ные, химические и текстильные предприя­тия.

Довольно развитая промышленность (текстильная, а также угольная) сложилась и в Привислинском крае — централь­ной части Польши, входившей в состав России с 1815 г.