В зоне лесостепи и во многих степных районах, где земли сильно расчленены оврагами и балками, главная мелиоративная задача состоит в регулировании поверхностного стока, в задерживании влаги на полях, в закреплении оврагов и крутых склонов. Это требует одновременного применения на крупных земельных массивах целого комплекса взаимно увязанных организационно-хозяйственных. агротехнических, инженерных и лесомелиоративных мер. В 1967 г. ЦК КПСС и Советское правительство приняли специальное постановление, в котором намечен большой план работ по защите почв от эрозии. В соответствии с этим в 1967—1970 гг. полезащитные лесные полосы были заложены на площади в 1.5 млн га произведено облесение оврагов, балок и песков на площади не менее 1 млн. га. террасированы склоны на площади до 200 тыс. га. Большие работы проводятся для предотвращения селей во многих горных районах Казахстана, Средней Азии и Закавказья.

На ближайшее время не стоит задача широкого освоения новых площадей под пашню и другие угодья главное — повысить плодородие уже используемых в сельском хозяйстве земель Однако вместе с тем есть необходимость уже теперь изыскивать и постепенно вовлекать в сельскохозяйственный оборот и новые площади. Такая необходимость возникает в связи с быстрым ростом населения, бурным развитием городов, промышленности, строительства гидростанций, дорог и т. д., так как для них ежегодно отводится 1—1,5 млн. га, в том числе и до 100—150 тыс. га пахотных земель. Конечно, здесь необходима максимальная бережливость, сокращение до минимума площадей, изымаемых из сельскохозяйственного оборота. Но все же рост населения и развитие промышленности будут требовать и впредь больших или меньших «территориальных уступок» от сельскохозяйственных земельных фондов.

Специальные исследования и подсчеты, проводимые Государственным институтом земельных ресурсов и другими научными учреждениями нашей страны, показывают, что мы располагаем еще большими земельными резервами. При орошении, осушении и других мелиоративных работах в перспективе возможно увеличить площадь пашни по различным зонам примерно в следующих размерах: в южно-таежной лесной зоне — на 38—40 млн. га (в том числе в подзоне широколиственных лесов — на 10— 12 млн.); в лесостепной зоне — на 2—3 млн.; в степной зоне — на 1—2 млн.; в сухостепной, полупустынной и пустынной зонах (при орошении) — на 5—6 млн. га.

В северных районах, где сумма активных температур не превышает 1200—1500, земледелие из-за недостатка тепла весьма ограниченно, но здесь имеются условия для создания на огромной площади в 25—30 млн. га высокопродуктивных пастбищ и сенокосов и развития на этой основе животноводства, с тем чтобы недостающий зерновой фураж завозить из других районов страны.

Однако практическое освоение всех этих резервных площадей относится к тому времени, когда в этом возникнет потребность. Теперь же задача состоит во всемерном и лучшем использовании уже находящихся в обороте сельскохозяйственных угодий, в повышении их плодородии.

Особенности развития транспорта в нашей стране.

Многие причины определяют повышенное значение транспорта в нашем народном хозяйстве. Важную роль здесь играют и размеры страны — самого большого государства мира, и конфигурация территории нашей страны. Если бы эта территория приближалась по форме к кругу, то наибольшее расстояние, которое пришлось бы преодолевать у нас средствам транспорта, составляло бы 5300 км — уже саму по себе величину немалую; фактически же протяженность железной дороги, пересекающей страну с запада на восток — Калининград — Владивосток, превышает 10 400 км.

Еще в плане ГОЭЛРО отмечалось, что «особенности страны, имеющей наиболее значительные ценности на периферии, ставят перед транспортом в России задачи необычайной трудности, которые еще более отягчаются грандиозностью территории государства». С тех пор география хозяйства сильно изменилась. Однако и сегодня в основной промышленный район страны — Центральный — уголь и нефть завозят из районов, лежащих за 1500—3500 км, металл — за 1000—1500 км. Урал получает уголь и кокс за 2000 км, в Среднюю Азию везут лес за 4500 км, на Южную Украину — за 2500—5000 км.