Для всей экономической истории нашей страны характерно хозяйственное освоение новых территорий. И этот процесс, который особенно широко протекает сейчас, тоже требует опережающего развития транспорта.

Преобладание равнинного рельефа на территории страны облегчает выполнение транспортом его задач. Вместе с тем континентальный характер климата страны и расположение большей ее части в умеренных и северных широтах служат причиной длительного ледостава почти на всех реках и озерах, что сильно повышает потребность в дорогих искусственных путях сообщения. Большая амплитуда колебаний между летними и зимними температурами на значительной части нашей территории требует и для транспортных сооружений, и для подвижного состава дополнительных затрат. Транспортное значение наших рек заметно снижается и вследствие несовпадения направлений главных речных артерий и крупнейших грузопотоков: наиболее важные транспортно-экономические связи внутри страны развиваются в направлениях запад—восток, восток—запад, а все крупнейшие реки (Волга, Кама, Иртыш, Обь, Енисей, Лена) текут поперек этих направлений.

Многие моря, омывающие берега, представляют собой дешевые и удобные пути для международных связей и перевозок. Правда, при этом сохраняется проблема подвоза экспортных грузов к портам и вывоза из них импортных товаров. Многие из портов замерзают, и судоходство на прилегающих акваториях поддерживается с помощью ледоколов. С другой стороны, то же окраинное положение морей ограничивает их роль во внутреннем грузообороте. Лишь на Дальнем Востоке, Крайнем Севере, а также в Закавказском, Северо-Кавказском и Южном экономических районах роль морского транспорта во внутреннем обороте грузов существенно велика.

Современный характер размещения путей сообщения и общая конфигурация транспортной сети отражают исторически сложившееся неравномерное размещение населения, сельского хозяйства и промышленных центров в стране. Более 2/3 протяженности железных и автомобильных дорог приходится на главную хозяйственную полосу, протянувшуюся от западных границ на восток. Ее осью служит стержневая железнодорожная магистраль страны Брест МоскваЧелябинскНовосибирск — Иркутск — Хабаровск — Владивосток. В этой полосе наблюдается наибольшее сгущение сельских поселений, здесь размещено большинство крупных городов страны, связанных между собой густой сетью железных и автомобильных дорог.

На обширные пространства, лежащие к северу от главной полосы хозяйственного освоения, приходится, более 1/2 территории страны. Для них характерны суровые природные условия, особенно севернее 60° с. ш„ что требует специальной транспортной техники. К югу от главной полосы, на территориях. занятых пустынями, сухими степями и горами, имеются свои трудности для прокладки дорог и эксплуатации транспортных средств.

Основные межрайонные связи, потоки грузов и пассажиров.

Разные районы нашей страны специализируются на производстве тех продуктов, которые могут быть произведены в них с наименьшими затратами или тех, которые в других районах вообще нельзя добыть или произвести. Обмен такими продуктами и создает межрайонные связи, которые способствуют эффективному разделению труда в единой хозяйственной системе страны, внутрирайонные связи содействуют комплексному развитию каждого района. Главная задача транспорта — обеспечить и те и другие связи.

Работу транспорта определяют такие грузы, как нефть и нефтепродукты уголь руда, черные металлы, лес, хлеб, минеральные строительные материалы. Именно они оказали главное влияние на сложившуюся географию транспортной ветки.

К началу девятой пятилетки около 38% перевозок магистральных видов транспорта приходилось на долю топливных грузов. На первое место среди них вышли нефть и нефтепродукты, перевозится более 750 млн. т. Не имеют себе равных нефтяные грузы по затрачиваемой на них транспортной работе, т. е. по произведению объема перевозок на их дальность. Крупнейшие потоки их зарождаются в Урало-Волжском районе и оттуда идут в Центральную Россию, на Северо-Запад, в Прибалтику и Белоруссию. Нефть направляется и за границу — в европейские социалистические государства и в другие страны мира. Новым и очень быстро растущим районом нефтяной промышленности стала Западная Сибирь (главным образом Тюменская область). Ее нефтью обеспечиваются теперь вся Сибирь и Дальний Восток. Отпала необходимость снабжать эти районы урало-поволжской нефтью. С 1970 г. тюменская нефть пошла и на запад в европейские районы страны. На Кавказе перерабатывается своя, а также привозная (из Поволжья и Туркменистана) нефть. Быстро растет добыча нефти на полуострове Мангышлак, откуда она поступает на нефтеперерабатывающие заводы Поволжья и Южного Урала.

С созданием крупной нефтепереработки в районах потребления нефтепродуктов потоки бензина, керосина, дизельного топлива все более «замыкаются» внутри экономических районов.