Несмотря на постоянное падений в перевозках доли каменного угля, связанное с резкими изменениями в топливном балансе страны, он и сегодня остается вторым по весу грузом на транспорте — угля и кокса перевозится около 675 млн т, это составляет около 18% всех грузовых перевозок железнодорожного, морского, речного и трубопроводного транспорта.

Сверх своих потребностей добывают уголь только пять районов Донецко-Приднепровский и Северо-Кавказский (Донецкий угольный бассейн), Западносибирский (с Кузнецким угольным бассейном), Казахстанский (с Карагандинским и Экибастузским бассейнами) и Восточно-Сибирский (с Канско-Ачинским и другими бассейнами). Все остальные районы пользуются привозным углем — донецким, кроме Украины, снабжаются Центральный и Центрально-Черноземный районы, Кавказ и частично Северо-Запад, кузнецкий уголь идет на запад вплоть до Центрального и Центрально-Черноземного районов; карагандинским и экибастузским углем снабжаются, кроме Казахстана, Урал и Средняя Азия; восточно-сибирские угли вывозятся в Западную Сибирь и на Дальний Восток; внутри Северо-Западного района мощный поток печорских углей направляется к Питеру и Череповцу.

Крупнейшие грузопотоки рудного сырья, металла и уже упомянутого угля создает черная металлургия. В настоящее время магистральным транспортом страны (т. е. всеми видами транспорта, кроме автомобильного) перевозится более 260 млн. т руды и 150 млн. т черных металлов. Железная руда транспортируется главным образом внутри экономических районов, в пределах крупнейших металлургических баз — между Донбассом и Приднепровьем, в пределах Урала, Кузбасса, Курской магнитной аномалии. Межрайонные потоки железной руды направляются из Казахстана на Урал, с месторождений Курской магнитной аномалии в Центр и на Урал, из Восточной Сибири в Кузбасс, из Кривого Рога на экспорт через западную границу.

Сверх своих потребностей производят черные металлы только пять экономических районов страны: Донецко-Приднепровский, Уральский, Западно-Сибирский, Центрально-Черноземный и Северо-Западный. Отсюда потоки металла идут во все остальные районы.

По железным дорогам, речным и морским путям перевозится более 280 млн. т лесных грузов. В основном они направляются с северо-востока на юго-запад, т. е. из районов, богатых лесом, в районы безлесные или малолесные. Наибольшие избытки лесных грузов имеют Северо-Запад, Волго-Вятский район, Урал, Восточная Сибирь. Избыточны по лесу также Западная Сибирь и Дальний Восток. Все остальные районы лесом бедны и получают его из названных главных лесных баз страны.

Потоки хлебных грузов зарождаются главным образом на Северном Кавказе, в Центрально-Черноземном районе, Поволжье, на Южном Урале, в Западной Сибири и Северном Казахстане; эти районы дают в настоящее время свыше 1/4 товарного зерна. Всего в год перевозится около 120 млн. т хлеба. Наиболее мощные его потоки направляются в Центральный и Северо-Западный районы страны, на Урал, в Среднюю Азию.

Суммарный объем перевозок всех видов строительных материалов превосходит по весу даже нефтяные грузы и составляет 885 млн. т в год. Правда, в грузообороте, измеряемом в тонно-километрах, роль этих грузов значительно скромнее, так как они перевозятся преимущественно на короткие и средние расстояния, главным образом внутри экономических районов. По железным дорогам, например, они идут в среднем немногим далее 400 км, тогда как уголь везут в среднем на 690 км, нефтяные грузы — на 1200 км,- а лес — даже на 1650 км. Наиболее крупными перевозками строительных материалов отличаются Центральный, Донецко-Приднепров- ский, Уральский районы, окрестности Питера, Казахстан, Среднее Поволжье, Северный Кавказ.

Накладываясь друг на друга, пересекаясь, сливаясь и разветвляясь, потоки разных грузов образуют на карте страны весьма запутанную сеть. Однако если основные из них сгруппировать по общности направлений, то достаточно определенно вырисовывается несколько главных межрайонных — генерализованных — грузопотоков, примерно совпадающих с основными осями хозяйственной жизни страны.

Главную из таких осей представляет собой самый мощный в стране грузопоток от западных до восточных границ с грузоразделом в районе Байкала; к западу от него грузы преимущественно идут на запад, к востоку — на восток. В Европейской части это направление обслуживается несколькими железнодорожными линиями (в том числе пятью — между Центром и Уралом) и нефтепроводной системой «Дружба», а на востоке — Главной Сибирской магистралью, Южной и Средне-сибирской железными дорогами и нефтепроводной системой Туймазы — Омск — Ангарск.