В Европейской части выделяются по крайней мере два меридиональных направления—центральное и волжское. Центральное соединяет Северо-Запад и Центр страны с Южной угольно металлургической базой и Кавказом. Оно обслуживается несколькими меридиональными линиями, в том числе электрифицированной магистралью Питер — Москва — Донбасс (причем между Москвой и Донбассом — три железные дороги) — Закавказье, а также системой газопроводов Северный Кавказ и Украина — Центр. Волжское направление связывает Северо-Запад и Центр с Поволжьем, отчасти с Кавказом, Западным Казахстаном, а также Урал и Сибирь — с Кавказом. Его обслуживают несколько железных дорог и Волга.

Есть еще два важных направления грузопотоков. Одно из них связывает Казахстан и Среднюю Азию с европейскими районами и Уралом, другое — с Сибирью. Первое обслуживается железными дорогами и мощными газопроводами, другое — железными дорогами.

Вследствие урбанизации, роста материального благосостояния трудящихся и заселения вновь осваиваемых районов страны увеличивается подвижность населения и формируются устойчивые потоки пассажиров. Массовый характер приняли дальние поездки трудящихся в отпускной период в южные курортные районы, в живописные места страны. Переход на пятидневную рабочую неделю с двумя выходными днями резко увеличил пригородные поездки.

Единая транспортная сеть страны.

Все виды транспорта развиваются по единому народнохозяйственному плану. В результате удается не только выдержать рациональные пропорции между производством и транспортом, но и экономно, разумно сочетать работу и развитие различных путей сообщения в единой транспортной сети страны, обеспечивать непрерывность транспортного процесса.

Единство транспортной сети обусловливается, во-первых, тем, что всеми видами транспорта владеет у нас социалистическое государство; во-вторых, согласованностью в уровнях развития и технического оснащения различных видов транспорта; в-третьих, пропорциональным развитием хозяйства и транспортной системы, плановым распределением перевозок между отдельными видами транспорта.

Главное место в транспортной системе нашей страны занимают железные дороги. Железнодорожный транспорт обеспечивает самые массовые перевозки, отличается регулярностью движения во все времена года, высокой скоростью и сравнительно низкой себестоимостью перевозок грузов. По железным дорогам перевозится основная часть массовых грузов — угля, руды, леса, металла, зерна. На долю железнодорожного транспорта приходится 2/3 грузооборота страны.

Речной и морской транспорт выгодно использовать для перевозок массовых грузов. Но быстрое развитие промышленности потребовало такой регулярности и скорости перевозок, которую сезонный и тихоходный речной транспорт обеспечить не мог. К тому же в результате индустриализации страны и освоения восточных районов главным направлением грузопотоков у нас, как уже говорилось, стало западно-восточное, которое не могло обслуживаться речным транспортом. Наконец, быстрый технический прогресс и концентрация грузопотоков на железных дорогах привели к тому, что перевозки на них стали по меньшей мере такими же дешевыми, как и на реках. Морской транспорт широко применяется для обслуживания внешнеторговых связей.

Автомобиль выгодно использовать на коротких расстояниях, а в районах, где отсутствуют другие пути сообщения и где потоки грузов относительно невелики — и для дальних перевозок. Трубопроводный транспорт особенно быстро стал развиваться в нашей стране после Великой Отечественной войны.

Роль воздушного транспорта в грузовых перевозках до сих пор ограничивается главным образом переброской почты и срочных, высокоценных и скоропортящихся грузов. Но темпы роста воздушных перевозок очень высоки. Авиация стала одним из основных видов пассажирского транспорта.