Всего за годы Советской власти сооружено 65 тыс. км железных дорог. Сеть дорог подверглась коренной реконструкции. Электровозами и тепловозами теперь осуществляется 96,5% грузооборота железных дорог, а паровозами — всего 3,5%. Более всего грузов следует по Сибирской магистрали. С востока по ней идут мощные потоки угля, леса, металла, зерна, а в обратном направлении поступает много ма шин, оборудования. Эта линия на всем протяжении имеет два пути и электрифицирована от Москвы до Забайкалья.

Много грузов перевозится и по магистралям, связывающим Центр с Донбассом и другими южными районами страны, особенно на участках Москва — Воронеж — Лихая, Москва — Елец — Валуйки, Москва — Курск—Харьков, по которым на север идет донецкий уголь, а на юг — лес. Здесь значительно и пассажирское движение.

Мощные грузопотоки идут по железным дорогам, соединяющим Центр с Уралом и Сибирью. Крупными грузопотоками отличаются железные дороги, связывающие Донбасс, районы Сибири и Казахстана (Туркестано-Сибирская магистраль).

Осуществляя наиболее массовые грузовые перевозки, железные дороги выполняют и свыше половины всей работы транспорта по перевозке пассажиров, обеспечивая высокую регулярность движения, доступные цены билетов и достаточно большую скорость. Каждые сутки с конечных станций отходит около 17 тыс. дальних, местных и пригородных пассажирских поездов.

Самые большие потоки пассажиров следуют по линиям, связывающим с различными районами страны Москву. По одиннадцати железнодорожным направлениям в Москву и из нее отбывают примерно 500 поездов в сутки. Особой популярностью пользуются комфортабельные фирменные поезда, курсирующие между Москвой и другими крупными городами страны. Самый мощный поток пассажиров из столицы идет в южные районы страны.

Еще совсем недавно на поездку из Москвы в Питер необходимо было затратить примерно полсуток, а сейчас на это требуется менее 5 часов. На отдельных участках электропоезда здесь, а также на линии Москва — Брест идут со, скоростью до 160 км в час.

В девятой пятилетке будет завершено строительство железнодорожной линии от Тюмени на север к районам, богатым нефтью и лесом. Строительство железной дороги на Сургут (1969 г.)

Железнодорожный транспорт страны имеет большие перспективы развития, так как в стране необходимо строительство еще многих железных дорог, особенно к востоку от Урала, в районах нового освоения. Грузооборот железнодорожного транспорта увеличится за 1971—1975 гг. примерно на 22%. для обеспечения расширяющихся транспортно-экономических связей и обслуживания новых районов намечено построить 5,6 тыс. км новых железнодорожных линий.

Будет закончена железнодорожная линия Тюмень — Тобольск — Сургут к районам, богатым нефтью и лесом. Завершение строительства последних участков Средне-Сибирской магистрали: Кокчетав — Володарское и Кустанай — Урицкое — позволит расширить связи между восточными и западными районами страны.

Для усиления связи Средней Азии и Казахстана с центральными районами намечается начать строительство линии Макат — Александров Гай. Она, в частности, позволит ускорить освоение богатейшего месторождения солей в районе Индера, а также других природных богатств.