В будущем важной транспортной стройкой станет Северо-Сибирская железнодорожная магистраль. В конечном счете она пересечет всю Сибирь и выйдет к берегам Тихого океана. Сооружение западного звена по существу уже начато. Это — линия Тюмень — Тобольск — Сургут. Звенья этой громадной железнодорожной магистрали в дальнейшем могут быть соединены между собой. Общая протяженность Северосиба составит около 5 тыс. км. Эта магистраль, помимо обеспечения все возрастающих межрайонных связей на основном широтном направлении страны, будет способствовать еще более широкому хозяйственному освоению Сибири. Она пройдет вблизи или непосредственно через крупнейшие месторождения нефти и газа в Тюменской и Томской областях, Колпашевский, Ангаро-Питский и Ангаро-Илимский железорудные бассейны. Южно-Якутские месторождения коксующегося угля и железной руды крупнейшие месторождения меди.

За последние годы в связи с преобразованиями в топливной промышенности чрезвычайно быстро выросли мощные потоки нефти, нефтепродуктов и природного газа, и для их переброски потребовался высокопроизводительный и очень экономичный вид транспорта — трубопроводный. При использовании его не требуется никаких затрат на перемещение тары и порожняка — перемещается только груз. В итоге, например, перекачка нефти и нефтепродуктов по трубам в 3 раза дешевле перевозки их по железной дороге.

Отдельные нефтепроводы построены в Казахстане, в Средней Азии, на Европейском Севере и на Дальнем Востоке.

С освоением Западно-Сибирского нефтеносного района начала формироваться новая нефтепроводная система. Уже построены нефтепроводы, выведшие тюменскую нефть на Транссибирскую нефтепроводную магистраль и к Омскому нефтеперерабатывающему заводу. К магистральной нефтепроводной сети подключены все эксплуатируемые нефтяные месторождения Тюменской и Томской областей, в том числе самое крупное в стране. Закончено строительство мощного нефтепровода Александровское — Анжеро-Судженск, который сократил путь западносибирской нефти на восток.

Создание новой всесоюзной нефтяной базы на территории Западно-Сибирской низменности приведет к формированию самой крупной в мире нефтепроводной системы.

К востоку она дотянется до Тихого океана (нефтепровод Сургут — Александровское — Анжеро-Судженск — Красноярск — Чита — Находка) и обеспечит сибирской нефтью нефтеперерабатывающие заводы востока страны и нужды экспорта. Южное направление этой системы представлено нефтепроводом Усть-Балык — Омск, который в годы девятой пятилетки будет продолжен до Павлодара.

Крупнейшие потоки западносибирской нефти пойдут и в Европейскую часть . Это уже вызвало не только поворот на запад потока нефти по существующим нефтепроводам Уфа — Омск, но и потребовало приступить к строительству новых трасс по направлению Сургут — Курган — Альметьевск. Потоки из новой Западно-Сибирской нефтяной базы будут настолько мощными, что потребуется строительство трубопроводов невиданных до сих пор диаметров — сначала 1220 мм (сейчас максимальный диаметр — 1020 мм), а затем и 1420 мм, т. е. с пропускной способностью до 60—90 млн. тонн в год. Равновеликого количества твердого топлива не может провезти ни одна железнодорожная магистраль.

Сейчас нефть и светлые нефтепродукты еще перевозятся по железным дорогам или по рекам. Но в будущем они все больше и больше будут перекачиваться по трубопроводам. Кроме того, с появлением новых центров добычи нефти и ее переработки будут создаваться и новые трубопроводные трассы для транспортировки сырой нефти и нефтепродуктов.