На Европейском Севере главной водной магистралью служит Северная Двина. На ней концентрируются крупные грузопотоки леса, идущего на деревообрабатывающие комбинаты Архангельска и Котласа и на экспорт через Архангельский порт.

Большое значение имеют водные пути, идущие к Питеру по Онежскому и Ладожскому озерам, рекам Свири и Неве, а также по Волго-Балтийскому и Беломорско-Балтийскому каналам. По ним направляются в Питер лес, апатитовый концентрат, строительные материалы, а также железная руда на Череповецкий металлургический комбинат.

Значительно улучшены навигационные условия на Оби, Иртыше, Енисее, Лене, Амуре и их притоках. Протяженность эксплуатируемых речных путей Сибири и Дальнего Востока превысила 70 тыс. км. Роль их особенно велика в районах, не обслуженных железными дорогами.

По Иртышу и Оби перевозятся основные грузы для нового, бурно развивающегося нефтяного района — Среднего Приобья. Вниз по этим рекам от Омска, Тюмени, Томска, Новосибирска и Тобольска идут строительные материалы, трубы, машины, разнообразные промышленные и продовольственные товары, а

Речные порты. Реки в сочетании с железными или автомобильными дорогами обеспечивают связи многих промышленных центров Восточной Сибири — Норильска. Из водных магистралей Дальнего Востока наиболее крупные Амур и его притоки. В грузообороте крупнейших здешних портов — Благовещенска, Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре — преобладают каменный уголь, лес, нефтепродукты, зерно, рыба и соль.

В будущем предстоит закончить создание единой глубоководной системы Европейкой части и улучшить судоходные условия на реках Сибири и Дальнего Востока, теснее координировать работу речных пароходств с деятельностью других видов транспорта.

Строительство волжских гидроузлов соз дало в Волго-Камском бассейне такие глубины, которые позволяют использовать здесь крупнотоннажные суда, а также суда, могу щие выходить во внутренние моря.

Автомобильный транспорт. Автомобилями перевозится сейчас почти в 4 раза больше грузов всеми остальными видами транспорта. Поэтому, несмотря на высокую себестоимость автомобильных перевозок, они на коротких расстояниях (до 100 км) и при небольших грузопотоках оказываются самыми выгодными.

Автомобильный транспорт обслуживает прежде всего внутрирайонные связи. Так, в городах и внутри промышленных узлов на машинах перевозятся грузы со складов предприятий, от железнодорожных станций, речных и морских портов; в горнопромышленных центрах на них вывозятся добываемые полезные ископаемые. В последнее время автомобильный транспорт все чаще используется и для грузов, требующих особенно срочной доставки, — фруктов, евощей, рыбы, ценной продукции обрабатывающей промышленности.

Все большую роль играет автомобиль и как пассажирский транспорт. В городах около половины пассажиров перевозятся автобусами и такси. Дороги с усовершенствованным покрытием расходятся обычно в радиальных направлениях от крупнейших промышленных центров и обслуживают сравнительно небольшую прилегающую к ним зону. Основная часть грузов и пассажиров транспортируется автомобилями именно на этих дорогах и внутри городов, поэтому средняя дальность автомобильных перевозок невешка —15 км. Длина новых автомобильных дорог увеличивалась у нас за последние 10 лет примерно на 24 тыс. км в год. Автодорожный мост через Северский Донец у города Каменска.

В последнее десятилетие появилось много новых внутриобластных и межобластных автобусных маршрутов, проведены большие работы по совершенствованию старых и созданию новых магистральных автомобильных дорог. Первоклассные шоссе пролегли между Москвой и важнейшими городскими центрами Европейской части страны. Среди них дороги, идущие на Питер, Верхнюю Волгу, Ярославль, Кострому, Рязань, Казань, Воронеж — Ростов-на-Дону.