В нашей стране имеются еще обширные малозаселенные и слабо освоенные территории, поэтому средняя плотность сети автомобильных дорог с твердым покрытием пока невелика: на 1 тыс. кв. км приходится всего 22,8 км. Но густую сеть усовершенствованных автомобильных дорог имеют Прибалтика, Западная Украина, Молдавия, Закавказье и Крым. Довольно густая сеть и в таких высокоиндустриальных районах, как Центральный, Ленинградский, Белорусский, Донецко-Приднепровский, а также на Северном Кавказе, в Центральной и Южной Украине, где хорошо развиты промышленность, сельское хозяйство и находятся курортные центры. Большую, чем в среднем по стране, плотность автомобильных дорог имеют также Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, Уральский районы и Среднее Поволжье.

Роль автомобильного транспорта увеличивается с каждым годом все возрастающими темпами. В девятой пятилетке его грузооборот возрастет в 1,6 раза. К концу пятилетки наша промышленность должна довести выпуск автомобилей до 2,1 млн. в год. Намечается увеличить протяженность дорог с твердым покрытием не менее чем на 110 тыс. км.

В настоящее время строятся автомагистрали Питер — Мурманск, Москва — Волгоград, Москва — Киев, Ярославль — Вологда — Архангельск, Куйбышев — Уфа. Ведутся большие работы по усовершенствованию Московского тракта — основной автомобильной дороги Сибири.

Морской транспорт. На перевозку каждой тонны груза морем требуется значительно меньший расход топлива, чем на сухопутных видах транспорта. Морские и океанские корабли отличаются большой грузоподъемностью. Поэтому затраты на «подвижной состав» в расчете на тонну груза здесь оказываются значительно меньшими, чем на других видах. Расходы на сооружение портов по отношению к объему их грузооборота тоже относительно невелики. Кроме того, для морского транспорта, за редким исключением, не требуются затраты на строительство и содержание путей — созданные самой природой, они имеют неограниченную пропускную способность.

Советский Союз обладает первоклассным торговым флотом: в нем около 6,5 тыс. морских су дом валовой вместимостью почти в 14,7 млн. регистровых тонн. При этом, что очень важно — это самый молодой флот в мире: свыше четырех пятых наших судов сошло со стапелей не более десяти лет назад. В США таких недавно построенных судов менее 14%.

В 1932 г. ледокол «Сибиряков» впервые в одну навигацию прошел путь от Архангельска до Владивостока, а с 1935 г. Северный морской путь превратился в нормально действующую транспортную магистраль, обслуживающую огромную территорию Крайнего Севера и связывающую между собой наши северные и дальневосточные моря. Мощные ледоколы во главе с атомным ледоколом «Ленин», авиация помогают преодолеть неблагоприятные ледовые условия плавания по Северному морскому пути. Железная и апатитовая руда перевозится по западному участку этого пути — Баренцеву морю. Самый большой порт здесь — Мурманск. На Белом море крупнейший порт — Архангельск. Далее к востоку важную роль играют Диксон, Дудинка, Игарка, Тикси. На северные моря приходится более 6% перевозок морского транспорта страны.

Крупные перевозки (примерно 14%) осуществляются по Балтийскому морю — уголь, лес, металл, нефтепродукты, зерно, мука, различные машины. Главный порт на Балтийском море — Ленинград. Значительный грузооборот имеют порты Рига, Таллин, Вентспилс, Клайпеда, Калининград, Лиепая.

Около 23% всех внутренних морских перевозок приходится на Каспийское море. По нему транспортируются в основном нефтяные грузы из Бакинского, Туркменского, Мангышлакского и Эмбенского нефтедобывающих районов. По Каспию перевозятся также зерно, лес, хлопок, соль. Самый крупный порт здесь — Баку. Второе место по грузообороту занимает морской и одновременно речной Астраханский порт. Большое значение имеют на Каспийском море Махачкала, Красноводск, Гурьев, Шевченко. Между Баку и Красноводском действует железнодорожная паромная переправа.