На моря Дальнего Востока приходится более 11% морских перевозок страны; большое место в грузообороте занимают уголь, руда, лес, нефть, зерно, строительные материалы, а также рыба. Основные порты — Владивосток, Находка, Ванино, еще большее расширение которых намечается в ближайшее время. Среди портов бассейна значительны также Николаевск-на-Амуре, Корсаков и Холмск на Сахалине, Нагаево (Магадан), Петропавловск-Камчатский. Строится мощная паромная переправа через Татарский пролив — Ванино — Сахалин.

Особенно большую роль играет морской транспорт во внешнеторговых перевозках нашей страны: он обслуживает более половины их. Доля заграничных перевозок в общей работе морского транспорта превышает сейчас 80%. С развитием торговых связей нашей страны средняя дальность морских перевозок быстро растет и сейчас достигла почти 2,2 тыс. миль.

В 1971—1975 гг. грузооборот морского транспорта должен увеличиться в 1,4 раза; флот пополняется высокоэкономичными универсальными и специализированными судами. Общий тоннаж морского флота увеличится за пятилетку на 37 %. Суда смешанного плавания море — река — море позволят уменьшить дорогостоящие перевалки грузов.

Воздушный транспорт. Это самый молодой вид транспорта; первая воздушная линия в нашей стране Москва — Нижний Новгород была открыта в 1923 г.

В стране с его огромными расстояниями особенно ценно главное преимущество воздушного транспорта — скорость: от Москвы до Хабаровска поезд идет больше 6 суток, а самолет ТУ-114 покрывает это расстояние без посади: за 8 часов.

Для авиации не нужно сооружать дорогостоящих путей, она работает круглый год. Поэтому самолет и вертолет приобрели особенно большое значение на севере Сибири и Дальнего Востока, в полупустынных, пустынных и труднодоступных горных районах. Там авиация стала основным видом транспорта не только в дальнем, но и в местном сообщении.

Еще в довоенные годы наш Аэрофлот по протяженности внутренних линий занял первое место в мире. Новый этап в развитии советского воздушного транспорта начался после внедрения скоростных многоместных самолетов. Начало эре реактивной гражданской авиации положил в 1956 г. самолет ТУ-104. С 1961 г. бороздит воздушный океан планеты крупнейший в мире рейсовый пассажирский лайнер — ТУ-114. Но знаменитый «Антей» (АН 22) еще больше — он может перебросить на 5000 км 50 тонн груза, или свыше 700 пассажиров. При меньшем грузе этот гяьнт способен пролететь без посадки 11 тыс. км. С нашего аэродрома поднялся в небо первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет ТУ-144. На воздушных трассах, обслуживаемых Аэрофлотом.

Воздушные корабли проложили регулярне надежные грассы на все континенты. Протяженность только внутрисоюзных линий Аэрофлота превысила 593 тыс. км Аэрофлот -— крупнейшая авиакомпания мира, она выполняет свыше 25% всех мировых воздушных перевозок.

Наибольшее числе пассажиров приходит ся на авиалинии соединяющие Москву и Питер с Крымом и Кавказом. Очень оживленно воздушное сообщение между Москвой и восточными районами страны. Все больше совершает рейсы на самолетах между Москвой и среднеазиатскими республиками, а также на линиях, соединяющих восток страны с югом.

Крупные по отправлению пассажиров аэропорты размещаются в Москве, Питере, Новосибирске, Красноярске, Хабаровске, Сочи (Адлере). Москва, которая отправляет свыше 5 млн. авиационных пассажиров в год, имеет 4 аэропорта в том числе Домодедово — самый новый в столице и самый большой в Европе.

Экономические районы — составные части единого народнохозяйственного организма страны. Каждый из них, используя особенности своего географического положения, природные богатства, навыки населения и опираясь на уже сложившийся хозяйственный комплекс, выполняет в системе народного хозяйства страны те основные задачи, решение которых в других районах менее эффективно или вообще невозможно.

В пределах страны выделено 18 экономических районов. Из них 13 расположено в Европейской части и на Кавказе. Остальные пять принято называть восточными районами страны. Они занимают почти 1/4 территории, располагают более чем 90% потенциальных топливно-энергетических ресурсов страны, грандиозными запасами воды, древесины и самых разнообразных минерально-сырьевых ресурсов. Однако освоенность этой территории, особенно Сибири и Дальнего Востока, пока еще недостаточна. В восточных районах проживает около четверти населения. Тем не менее это весьма перспективная часть страны.