В период до 1975 г. в пределах района намечено приступить к созданию нового промышленного комплекса общесоюзного значения на базе минеральных ресурсоь Курской магнитной аномалии Добыча железной руды будет доведена примерно до 40 млн т в год. Вводятся в действие мощности на Курской атомной электростанции. Дальнейшее развитие получат все ведущие отрасли сельского хозяйства.

Поволжский экономический район занимает по площади восьмое место в стране, а по населению — пятом. На территории района проживает 18,4 млн. человек — почти 8% населения. Особенно бурное развитие Поволжья началось в послевоенные годы в связи с открытием в его недрах богатейших залежей нефти и газа и освоением гидроэнергоресурсов Волги.

Современное индустриальное Поволжье складывается из трех территориально производственных комплексов имеющих много общих звеньев и в то же время существенно отличающихся один от другого. Все эти отрасли развиваются в тесной кооперации с мощным машиностроением — производством бурового оборудования, сложной нефтехимической аппаратуры, станкостроением. Сильно развито и точное машиностроение — производство подшипников, электрооборудования для автомобилей и тракторов, средств автоматизации для добычи и переработки нефти. С вводом в строй автозавода в Тольятти эта часть Поволжья становится крупнейшим в стране производителем легковых автомобилей.

Ульяновская, Пензенская и Саратовская области заметно отличаются от главного индустриального ядра Поволжья. Здесь наряду с машиностроением крупную роль играет пищевая и легкая промышленность. На Приволжской возвышенности, особенно к югу от города Пензы, много элеваторов, мукомольно-крупяных, маслобойных, мясных, спирто-водочных и других предприятий пищевой промышленности, а между Пензой и Ульяновском сосредоточились шерстяные фабрики. Большой размах в этой части Поволжья получили химическая промышленность и производство строительных материалов.

Машиностроение здесь специализируется на моторо-, станко- и приборостроении, на производстве счетно-решающих устройств бытовых часов, велосипедов, оборудования для швейной и кожевенно-обув- ной промышленности, на выпуске автомобилей повышенной проходимости; холодильников и стиральных машин.

В промышленности Нижнего Поволжья (Волгоградская, Астраханская области) главное место принадлежит металлоемкому машиностроению (производство мощных дизельных тракторов, установок для бурения нефтегазовых скважин, труб большого диаметра, крупных танкеров, пассажирских речных судов, судоремонт), металлургической промышленности (нержавеющая, жаропрочная, легированная сталь, стальные канаты и проволока, трубы, алюминий), нефтепереработке и нефтехимии (синтетический каучук, шины, резинотехнические изделия, синтетическое волокно), а также пищевой промышленности, особенно рыбной.

По развитию основных отраслей пищевой промышленности Поволжье в целом стоит в одном ряду с Юго-Западным, Донецко-Приднепровским и Северо-Кавказским районами. Вместе с тем Поволжье — один из важнейших сельскохозяйственных районов Российской Федерации.